В продолжение темы о саморегулировании… Изучив историю и международный опыт, я считаю, самое время углубится немного в теорию. Так что же такое СРО и каковы его цели на сегодняшний день? Сразу отмечу, что не стоит термин «саморегулирование» применять как синоним «частного регулирования» или «самолицензирования». Также как не стоит рассматривать СРО как передачу или получение функций государственного регулирования. Изначально в понятие «саморегулирование» заложено регулирование предпринимательской деятельности, которое осуществляется сообществом предпринимателей, объединенных по профессиональному или отраслевому признаку. Это на сегодня является историческим фактом. Только частично саморегулирование замещает государственное регулирование профессиональной деятельности. И что интересно, в ряде случаев, СРО предъявляет к участникам рынка даже более жёсткие требования, устанавливает более четкие правила и более высокие стандарты, чем регуляторы.
Цели
Основная цель саморегулирования – это добросовестная профессиональная или предпринимательская деятельность её членов, установление и поддержание более высоких стандартов чем те, которые предусмотрены законодательством. Иными словами, саморегулирование предполагает добровольный внутренний контроль за поведением субъектов, основанный не только на нормах закона, но и на правилах, установленных самим сообществом. Еще одной немаловажной целью действующих СРО является защита профессиональных интересов своих членов как на профильном рынке, так и перед государством.
Членство
Большинство СРО довольно избирательно подходят к принятию в свой состав различных компаний. Ведь основной принцип современного СРО –ответственность за каждого члена. Некомпетентные, непрофессиональные, мошеннические компании не выгодно принимать в ряды СРО. На рынках практически нет организаций, готовых принимать и нести ответственность за представителей «тёмного и серого» бизнеса. Зачастую возникают споры об обязательном членстве в одной СРО по виду деятельности. С одной стороны, если членство в организации обязательное, то СРО должна принять в свои ряды всех участников своего рынка. С другой стороны, нести ответственность за «темные и серые» компании, да и, в принципе, иметь в своих рядах членов, которые портят профессиональный имидж, никто не хочет. Если на отдельно взятом рынке существует несколько СРО, то, назовем их «не особо принципиальные» компании будут искать то СРО, где требования будут ниже. Или же, если членство в СРО необязательно, просто будут находиться в «свободном плавании», не беспокоясь о профессиональном имидже, и работать, как заблагорассудится. К сожалению, подобных примеров на украинском финансовом рынке, более чем достаточно. Но если СРО по определенному виду деятельности одна, а членство в ней – обязательное условие работы на рынке, то правила, установленные большинством, придется выполнять, а деятельность вести в соответствие с установленными стандартами.
Преимущества
Несколько слов о преимуществах саморегулирования. Стоит отметить, что, как правило, нормы саморегулирования легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, в том числе и к финансовым кризисам, и позволяют быстро заполнить пробелы в законодательстве. И что еще немаловажно, санкции, применяемые к участникам рынка саморегулируемыми организациями, при честной и прозрачной игре на рынке вызывают куда меньше отторжения, чем санкции, применяемые государством. Ну и разрешение конфликтов. Оно внутри СРО обычно обходится сторонам дешевле и занимает куда меньше времени, чем судебные разбирательства. Ведь процедуры разрешения споров теми же третейскими судами лучше адаптированы к условиям конкретной сферы бизнеса и особенностям взаимодействия между участниками рынка и их потребителями, нежели общегражданские суды.
Внедрение
Процесс внедрения саморегулирования условно делят на несколько стадий. Первая стадия – это зарождение саморегулирования. Обычно это период низкой осведомленности предпринимателей об основных принципах СРО и невысокой консолидации субъектов на рынке. Вторая стадия предусматривает формирование инфраструктуры саморегулирования и включение в нормативные правовые акты положений, касающихся саморегулирования. На этой стадии происходит постепенный рост консолидации рынка. Предприниматели начинают объединять усилия для достижения стоящих перед ними целей. Ассоциации, объединения, которые берут или планируют взять на себя функции по саморегулированию рынка, начинают формировать стандарты деятельности членов объединения. Третья стадия – регистрация СРО. Документирование процедур функционирования СРО и ее членов, возрастание влияния организаций на состояние потребительского рынка. Четвертая стадия – повышение ценности вступления в СРО, рост конкуренции между ними, ужесточение требований к членам объединений, усиление регулирующих функций СРО на потребительском рынке.
Готов ли украинский финрынок к саморегулированию?
Функционирование участников рынка в условиях неопределенности, изменчивость нормативной правовой базы и вариативность подходов к регулированию со стороны органов государственной власти оказывают огромное влияние на устойчивость, а сегодня и стрессоустойчивость рынка. Возможно, именно в сегодняшней ситуации передача отдельных контрольно-надзорных функций самим участникам рынка, установление их же руками правил и стандартов – даже не необходимость, а единственно возможное решение. Использование наиболее перспективных направлений саморегулирования именно сегодня может внести серьезный вклад в решение стоящих перед нами и нашей экономикой непростых задач.
Миссия саморегулирования:
1) Обеспечить установление неформальных и необходимых правил поведения субъектов рынка; 2) Заменить государственное регулирование отдельных экономических процессов, в тех сферах, где оно показало свою неэффективность или нецелесообразность; 3) Способствовать доверию к участникам рынка со стороны потребителей, а также добросовестной конкуренции; 4) Оказывать содействие в усовершенствовании действующего законодательства в сфере своей деятельности.
Виктория Волковская, генеральный директор АФИ