– 1 июля вступил в действие СПЛИТ, что же, по Вашему мнению, произошло на финансовом рынке Украины?
Произошли существенные изменения в системе регулирования небанковского финансового рынка и надзора за его деятельностью. Если до 1 июля в Украине работала секторальная модель регулирования рынком, при котором НБУ регулировал банки, Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – фондовиков, а Нацкофинуслуг – небанковские финансовые учреждения. То сейчас Нацкомфинуслуг ликвидирована, а функции регулирования небанковским финансовым рынком разделили между собой НБУ и НКЦБФР.
Мне сложно дать название новой модели, предложенной СПЛИТом. Это нечто среднее между мегарегулятором и секторальным регулированием и нечто новое в международной практике регулирования финансового рынка в целом.
– Я правильно понял, вы не разделяете «восторг» по поводу реформы небанковского финансового рынка и внедрения СПЛИТа?
Да, не разделяю. Небанковский финансовый рынок большой, разноплановый, со своей спецификой, особенностями и большим количеством профильных законов. Он, как наша страна, где говорят на разных языках, в разные дни празднуют Рождество, но дружно живут одной семьей вместе со своим профильным регулятором (Нацкомфинуслуг. – Ред.). Да и регулятор, не смотря на такое разнообразие участников рынка и его услуг, все эти годы умудрялся и в рамках всех держать, и при этом давать возможность рынку расти, развиваться, одним словом – работать.
Например, только в январе-мае 2020 года финансовые учреждения Украины уплатили в государственный и местные бюджеты налог на прибыль в размере 1,102 млрд грн, что на 223,2 млн грн или на 25,4%, больше, чем за аналогичный период 2019 года. При этом финансовые компании продемонстрировали увеличение налоговых отчислений на 52,8%!
Самым же показательным, думаю, является тот факт, что кризисы 2008 и 2014 года небанковский финансовый рынок вместе с Нацкомфинуслуг пережил с меньшими потерями для себя и своих потребителей, нежели другие участники украинского финансового рынка.
И еще, пожалуй, добавлю, что, наверное, нужно быть очень отчаянным, чтобы в период карантина и масштабного финансового кризиса реформировать что-либо. Особенно, если речь идет о финансовой системе страны.
– В СМИ много писали о процессе и нюансах перехода финансовых компаний под надзор НБУ, а как обстоят дела с переходом части финрынка под надзор НКЦПФР?
Действительно, СПЛИТ «переводит» под надзор и регулирование Комиссии по ценным бумагам финансовые компании – управителей ФФС, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и администраторов НПФ.
Последние несколько месяцев наша Ассоциация (АФИ. – Ред.), в состав которой входят управители ФФС, активно работает с НКЦПФР по профильным вопросам. Процесс реформирования и перехода всегда сложный. Я бы сравнила «переход» с переездом, а переезд не зря сравнивают с пожаром.
Сейчас нам всем нужно время.
– Но все-таки, как Вы оцениваете готовность регуляторов принять новых «подопечных»?
Повторюсь, в последние месяцы мы много сотрудничали и с представителями НБУ, и с представителями НКЦПФР.
В НБУ есть специалисты, которые нашли время и желание и, насколько это было возможно в столько короткий срок, успели погрузиться в проблематику небанков. К сожалению, есть и такие, кто упорно не может отличить банки от небанков и не хочет разобраться в специфике и особенностях небанковского рынка. Результат отсюда – соответствующий.
В НКЦПФР, как ни удивительно, переходной период прошел по-другому. Несмотря на ограничения, связанные с карантином, весь этот непростой период и Члены Комиссии Александр Панченко и Максим Либанов, и директора департаментов методологии, лицензирования, надзора и информационных технологий неоднократно обсуждали с участниками рынка вопросы, связанные с переходом. Совместно были найдены пусть не все, но многие решения по проблемам, которые возникли.
Так, мы вместе с Комиссией нашли ответы на вопросы сертификации, лицензирования, решили некоторые вопросы с отчетностью.
И, несмотря на то, что участники рынка были удивлены тем, что в НКЦПФР до сих пор используется устаревшее программное обеспечение, а многие документы по старинке подаются в бумажном виде, мы надеемся, что Комиссия по ценным бумагам поможет участникам рынка преодолеть трудности переходного периода.
– Часть финансовых компаний-членов AФИ переходит по надзор НБУ, часть – под надзор НКЦПФР. Как это скажется на работе Ассоциации?
Это самый сложный вопрос. По состоянию на 1 июля этого года среди членов АФИ насчитывалось 122 финансовые компании и 15 управителей ФФС.
И СЛИТ сделал свое дело. Мы вынуждены разделиться.
Финансовые компании вместе с АФИ уходят под регулирование и надзор Национального банка, а мы – нынешняя команда Ассоциации вместе с управителями ФФС идем в новосозданную Ассоциацию по управлению финансами и инвестициями (FIMA).
Эта Ассоциация была создана финансовыми компаниями – управителями, согласно требованиям СПЛИТа и законодательства рынка ценных бумаг.
Принять такое решение нам было не просто. Проектом АФИ мы не просто занимались, мы им жили. Но что-то мне подсказывает, что это только первый этап трансформации и реформы финансового рынка и –что рано или поздно, но произойдет СПЛИТ-2.