С момента своего зарождения в 1994 году, фондовый рынок Украины находится в постоянном ожидании чуда. Вначале надежда касалась приватизации, потом ее заменила вера в появление многочисленных украинских эмитентов, сейчас все повторяют мантру о приходе инвестиций с запада и независимом, институционально состоятельном органе надзора. Несмотря на реформы и усилия предыдущих составов НКЦБФР, «не растет кокос», но очередные надежды на развитие фондового рынка возлагаются на «визионерский» законопроект №5865, пишет генеральный директор FIMA Виктория Волковская в свежем блоге на портале Investgazeta.ua.
Инициатором законопроекта №5865 стал Даниил Гетьманцев, Глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Именно он взял на себя сизифов труд довести до ума изначальный законопроект №4684 предложенный прошлым составом Комиссии по ценным бумагам и, по моему скромному мнению, с законопроектом 5865 жизнь стала налаживаться, стало заметно лучше, хотя виденье НКЦБФР все равно осталось.
На концептуальном уровне идея проста: расширить нынешние и предоставить дополнительные полномочия НКЦБФР. В прикладном разрезе это означает, например, что Комиссия де факто получит функции следственных органов – функции расследования. При этом пока законопроект не предусматривает адекватную систему ответственности регулятора перед участниками рынка капитала за ошибочные решения или причиненные убытки. И пока только гипотетически можно предположить, насколько амбиции НКЦБФР реально реализуются и кто именно в Комиссии будет отвечать за «допросы лиц», «запись телефонных разговоров», «трафик данных» и «вознаграждение информаторов».
Не могу не отметить, что другой краеугольный камень финансовой стабильности государства – НБУ, имеет значительно меньшие полномочия при куда более впечатляющих успехах и достижениях. Ну, будем надеяться, что два регулятора финансового рынка решат этот вопрос между собой.
Кстати, в свое время из-за подобных противоречий ликвидировали Налоговую полицию и соответствующие подразделения МВД и СБУ. При этом они могли только мечтать о полномочиях НКЦБФР и были куда более контролируемы и подотчетны в системе органов исполнительной власти.
Как по мне, то законопроект №5865 нужен, но требует тщательной доработки ко второму чтению. Пересказывать каждую новеллу на 190 страницах не буду – после версии №4684 сделан огромный шаг вперед, но осталось много противоречий и неточностей. Цена ошибки велика – за годы «реформирования и развития» фондового рынка круг участников сократился до неприличного, и он прекрасно помнит, что, когда лес рубят, щепки летят. Помнит ли это регулятор? И потянет ли такие полномочия если их получит?
Один из способов объяснить, что происходит, представить, что бог (регулятор) играет в какую-то великую игру. Например, в шахматы. Ты не можешь постичь цели этой игры, тебе разрешено лишь наблюдать размен (гибель) фигур. Ты искренне пытаешь понять правила и законы, которым подчиняются фигуры. Но замечаешь, что сам фигура, которую вынуждают двигаться и в любой момент готовы разменять ради великой непостижимой цели регулятора.